Советы дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи

Приёмы работы по устранению дислексии.

развернуть

Признаки дислексии (нарушения чтения):

  1.При письме школьник пропускает буквы в словах, пишет их в неправильном порядке, а в младших классах –в зеркальном отражении.

    2.Он чаще других детей совершает нелепые ошибки.

  1. При чтении он пропускает слова и целые строки, зачастую прочитывает одну и ту же фразу несколько раз, медленнее своих сверстников понимает прочитанное.
  2. Он списывает с доски, не запоминая слова, и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски.
  3. У него путаница с написанием буквы «б» и «д».
  4. У него проблемы с ориентацией, он постоянно путает правую и левую стороны
  5. Диагноз более вероятен, если ребёнок проявляет необычную слабость в области чтения и письма по сравнению с другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем интеллектуального развития).

Приёмы работы по устранению дислексии:

    1.Упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

  1. «Корректурная проба». Ежедневно в течение 5 мин. (не больше) ребёнок в любом тексте (кроме газетного) зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву, а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребёнка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
  2. Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения.

Детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

свернуть

Как усилить самоконтроль над произношением?

развернуть

Важные тонкости первичной автоматизации фонемы.

Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук? Долго ставить звуки - нормально?

Об этом не всегда спрашивают родители (стесняются, что ли), но абсолютно каждого волнует, сколько же занятий потребуется для постановки звуков.

Первое, что надо знать родителю - работа над звуками всегда индивидуальна. Здесь не работает принцип "а нашей соседке Р за 2 занятия поставили. Поставьте и нам за 2".

Перед тем, как логопед начнет ставить звук, нужно проделать большую подготовительную работу: подготовить мышцы языка, губ, щек (массажем, артикуляционной гимнастикой); научить ребенка правильно и долго дуть, а также СЛЫШАТЬ нужный звук, отличать его от других, различать правильное и неправильное произношение.

Сколько же занятий потребуется? Зависит от того, какая причина неправильного произношения, сколько лет ребенку, как развиты его память, мышление, внимание, насколько он усидчив и т.д.

  • Сейчас мы говорим о ребенке, у которого есть речь (он говорит длинными предложениями) и сохранен интеллект.

 У ребенка ДИЗАРТРИЯ.

Дизартрия – это нарушение ОРГАНИЧЕСКОГО характера. Я уже писала о том, как она проявляется. Органическое нарушение (когда есть нарушение на уровне нервной системы) нельзя исправить быстро.  Это сложное нарушение.

К чему надо быть готовым, если у ребенка дизартрия?

  • Долгая, не всегда успешная постановка звуков.
  • Откаты назад в периоды длинных выходных и на каникулах, после болезней. Даже если просто два-три дня не повторять материал дома, ребенок быстро теряет навыки.

Во многом коррекция зависит от индивидуальных компенсаторных возможностей организма ребенка. Т.е. коррекция звуков может продлиться и полгода, и год, и два, при тяжелой степени – всю жизнь.

Ускоряет сроки триада "ЛЕЧЕНИЕ - ЗАНЯТИЯ с логопедом - ежедневное ЗАКРЕПЛЕНИЕ дома". Без закрепления дома ничего не получится, ребенок продолжит говорить невнятно. Хотите, чтобы результат был побыстрее - регулярно ходите на занятия и постоянно повторяйте дома. У ребенка нарушено только звукопроизношение, без органических нарушений (дизартрии нет).

В этом случае звуки исправляются быстрее. Как быстро?

 

Исследования ученых показывают, что новая ПРИВЫЧКА у человека вырабатывается в течение 60 дней (а произнесение звуков - это привычка ставить губы, зубы, язык определенным образом). Мы должны изменить у ребенка ПРИВЫЧКУ говорить неправильно. Подумайте, насколько взрослым легко менять свои привычки?.. Ага. Так и у детей. Не 5 минут дело.

А теперь считаем:

  • Если говорить о 60 уроках логопеда без участия родителей в процессе коррекции (при условии занятий 2 раза в неделю без пропусков), то процесс займет почти 8 месяцев, то есть учебный год (если было нарушено 2-6 звуков. Если > 6 - от года до 2.. и более).
  • Если мы говорим о 60 днях ежедневного труда родителей совместно с логопедом – это 3-4 месяца работы (включая время на подготовку речевого аппарата к произнесению звука).

Это на ОДНУ группу звуков (свистящие, шипящие или сонорные). Т.е. СЗЦ - 3-4 месяца. ШЖЧЩ - еще 3-4 месяца и т.д. Чтобы ускорить этот процесс, всегда работают над несколькими звуками сразу (С и Л, Р и Ш, например).

Не надо ждать от логопеда волшебства. Волшебные палочки только у волшебников, у педагога пока только диплом и умение работать со звуком. Приложенные логопедом усилия всегда должны  подкрепляться усилиями родителей.

  • Что вы делали, чтобы ребенок начал правильно выговаривать звуки в обычной речи?
  • Какую мотивацию для детей придумывали? Одна моя знакомая сказала внучке, что если она научится говорить "моРе", то они туда поедут (это было зимой). В мае внучка подошла к бабушке и, заглянув в глаза, четко 5 раз сказала: " МОРЕ. МОРЕ. МОРЕ..". Пришлось ехать…

!  Уважаемые родители, помогите СВОИМ детям красиво и правильно произносить поставленные логопедом звуки в детских высказываниях. Ведь ваши дети - это волшебные отражения вас. И только в ваших силах, чтобы ваше отражение было ярким, красивым!

свернуть