Советы дефектолога родителям детей раннего возраста

Стадии доречевого развития

развернуть

Еще до рождения малыша, мама с ним активно разговаривает. Плод реагирует на голоса отца, матери, может воспринимать звучащую музыку. После рождения его развитие продолжается и уже на 2-3 месяце происходит «комплекс оживления» - ребенок начинает улыбаться своим родителям, делает какие-то хаотичные движения руками и ногами, издает различные звуки, т.е. пытается всячески коммуницировать с окружающим миром.

Всего можно выделить 4 стадии предречевого развития с рождения и до одного года. Эти темпы могут отличаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, но такая примерная периодичность поможет отличить нормальное развитие от отклонений:

  • Стадия крика. Продолжается с рождения и примерно до 2-2,5 месяцев. Все, что произносит ребенок в это время – это рефлекторные звуки.
  • Стадия гуления. Продолжается от 2 до 5 месяцев. Крик уже эмоционально окрашен, он меняется, в зависимости от состояния ребенка. Гуление может возникать спонтанно, так и в общении со взрослыми. Эту стадию уже можно назвать формой общения с окружающими людьми.
  • Стадия лепета. Продолжается порядка 7 месяцев (примерно до 11-месячного возраста). Лепет сначала состоит из слогов (ля, ба, па), которые затем переходят в слоговые цепочки (ба-ба-ба, ля-ля-ля). Далее они переходят в первые слова, которые первоначально состоят из двух одинаковых слогов («ля-ля» - кукла, «ма-ма» - мама).

Следует отметить, что эти возрастные рамки достаточно относительны и нестабильны; в каждом конкретном случае имеет место возрастной сдвиг в ту или иную сторону.

  • Стадия первых лепетных слов. Слова, как правило, состоят из двух одинаковых слогов. При этом ребенок не просто произносит хаотичное «ма-ма», а соотносит это слово в соответствии с окружающей обстановкой, реагируя на появление мамы. Происходит активное накапливание пассивного словаря. Ребенок постепенно начинает понимать обращенную к нему речь. На этой стадии он еще не может выговорить более сложные слова, но если вы попросите ему дать игрушку в виде какого-нибудь животного («Дай мне собачку»), то он вам ее даст.

К концу первого года жизни ребенок не только различает часто употребляемые слова, но и учится произносить первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: мама, папа, баба, ляля и др. На этом заканчивается доречевой период и дальше период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.

Советы родителям:

  • В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Как можно больше разговаривайте с ребёнком, привлекайте внимание малыша к различным предметам, окружающим его, и называйте их.
  • Старайтесь сделать свою речь как можно более эмоционально окрашенной,

используйте разные интонации; варьируйте высоту, силу и тембр голоса – всё это стимулирует речевое развитие малыша.

  • Следите, чтобы общение с малышом происходило на фоне благоприятного

эмоционального состояния. Ведь при хорошем расположении ребёнок легче и дольше контактирует с родителями. Развлекайте и веселите малыша, с тем, чтобы он мог запомнить больше новых слов.

свернуть
поделиться в: