Рекомендации педагога-психолога для родителей

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

развернуть

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 

  1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
  2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
  3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
  4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!  Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
свернуть

Как пережить ситуацию жизненной неопределённости. Рекомендация по управлению тревогой.

развернуть

Тревога - это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, которое проявляется в «ожидании неблагополучного развития событий». Т.е. люди думают, что в будущем им что-то угрожает. И проблема в том, что никто не может сказать точно, что угрожает, угрожает ли наверняка или угроза пройдет мимо, когда это случится, и случится ли вообще. Такая неопределенность заставляет человека быть в постоянном напряжении, т.к. угроза может быть реализована в любой момент, нужно быть готовым. Человеку сложно не думать о будущем, поэтому он отвлекается от своей работы, ему сложно быть в ситуации «здесь и сейчас».

Что же делать, чтобы избежать негативного влияния тревоги?

Первое – это признать то, что вы тревожитесь. Признать то, что это – нормально. Да,  это неприятно, это мешает работать, не даёт спать. Но! Испытывать тревогу в такой ситуации – это нормально

Второе – это смириться с фактом, что вы действительно не можете повлиять на некоторые события в вашей жизни. Это сложно, потому что именно мысль о то, что я могу в любой момент изменить то, что мне не нравится, является огромным ресурсом. И, кстати, иллюзией тоже. Потому что на самом деле, большинство людей крайне редко добровольно меняют свою жизнь, или строят ее планомерно, идя от цели к цели.

Третье –  подумать о том, на что, в самом деле, вы можете повлиять в своей жизни при данных обстоятельствах.  Ни когда-нибудь завтра. А сегодня, здесь и сейчас. Что Вы можете сделать, чтобы ваша жизнь была комфортна для вас? И, если подумать, то оказывается, что этих вещей и дел очень много. Вы можете контролировать информационный поток, который вас окружает (чтобы убрать информацию, повышающую уровень тревоги). Вы можете больше уделить внимания своему телу и своему здоровью (которое нужно вам при любых жизненных обстоятельствах). Вы можете больше внимания уделить  отношениям со своими близкими (ведь эти отношения несут огромный ресурс). Наконец, вы больше внимания можете уделить своему развитию интеллектуальному и духовному, что так же будет полезным независимо от обстоятельств.  Вы можете получится контролировать свои мысли и чувства, управлять своим состоянием и извлекать из этого пользу. Вы не можете проконтролировать изменения окружающего мира. Но! Вы можете проконтролировать то, кем станете вы после того, как все вернется к стабильности.

Но если вы все же чувствуете, что вас «накрыло» тревогой, то попробуйте сделать следующие действия:

  1. Начните делать что-то физически. Это может быть физическая работа, или зарядка, дыхательные упражнения.
  2. Пока вы заняты физической нагрузкой, останавливайте поток мыслей, вызывающих тревогу. Заставьте себя думать о другом. При повторном появлении тревожных мыслей переключайтесь на другие мысли. Продолжайте выполнять физические действия.

Пусть все эти действия будут способствовать вашему эмоциональному спокойствию.

свернуть

Эмоциональное насилие в семье над детьми

развернуть

Что это такое – эмоциональное насилие?

Постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям. Американские психологи, глубоко изучив данную проблему, сделали выводы – психоэмоциональный террор в семье наносит такой же колоссальный ущерб и вред на детей, как и сексуальное и физическое насилие.

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование - самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие - мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

 

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным - умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

- недостаток знаний, собственный негативный опыт;

- экономические проблемы в семье;

- плохие взаимоотношения между супругами, разлад, недопонимание;

- социальная незрелость, безответственность;

- любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Психотравмирующее влияние насилия над ребенком в семье приводит к торможению интеллектуального развития и адекватного восприятия окружающей действительности. Он вырастает легко ранимым или, наоборот, чрезвычайно агрессивным. В любом случае, способность к самоуважению и уверенности в себе занижена. Человек развивается социально беспомощным, с легкостью попадающий в конфликтные ситуации и отвергаемый ровесниками.

Признаки эмоционального насилия над ребенком

- замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями,   агрессивность;

- неуверенность в своих поступках;

- некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

- недоверие к окружающим, к близким в том числе;

- не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

- неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

- нарушение сна, аппетита;

- надуманные страхи;

- частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

свернуть

О половом воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развернуть

Ведущую роль в половом воспитании детей играет семья. Однако практика показывает, что у родителей имеется немало проблем в этой области. Что надо знать о физических различиях девочек и мальчиков, о гигиене девочек и мальчиков?  Какова роль отца и матери в половом воспитании детей?

   Но за помощью в решении данных проблем родители, как правило обращаются не к педагогам, а к другим родителям. Часто они не получают квалифицированную помощь, и проблемы остаются нерешенными. Это нередко приводит к ошибкам, а ошибки в половом воспитании недопустимы. Здесь особенно важно руководствоваться принципом «Не навреди!».     Известно, что у детей  с тяжелыми и множественными нарушениями  отмечаются различные нарушения интеллекта и личности, провоцирующие значительные сложности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми в семье и вне дома.

    На нарушение социальной адаптации данной категории детей  и подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями, достигающие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся чрезмерно возбудимыми и не могут найти выход своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в сексуальных действиях. Таким образом они становятся той частью молодежи, которая часто подвержена сексуальной эксплуатации.

   Половая идентичность у детей с тяжелыми и множественными нарушениями  часто из-за интеллектуального снижения формируется фрагментарно или вообще не формируется. Осведомленность детей о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Информированность о своем поле выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.

                                     Основные проблемы

   1.Половое влечение протекает на  бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.

  2.Половое развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями  часто опережает интеллектуальное развитие. Как правило половое влечение у них наступает позднее, чем у их сверстников.

 3.Половое развитие характеризуется гиперсексуальностью (повышенной сексуальной активностью с агрессивным поведением).

   Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям полов. Им доступна информация о внешнем виде себя и других детей, о вторичных половых признаках («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки любят носить платья»). В обращении к ребенку периодически использовать название его пола («Что будет сегодня пить, моя девочка?», «Что сегодня наденет в школу, мой мальчик?»). Сильная симбиотическая связь ребенка и родителя, которая не позволяет его принять как самостоятельную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является факт длительного временного промежутка, который ребенок провел с матерью, из-за чего отец для ребенка может стать менее привлекательной фигурой. Особую тревогу вызывает мастурбация детей и невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит.

                      Что можно предложить?

  1. Формировать представления у ребенка о своей половой принадлежности и о половой принадлежности противоположного пола. При этом базовыми понятиями должны стать внешние данные ребенка и окружающих его людей. Доносить эту информацию необходимо через упрощенную лексику с опорой на внешние признаки. («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки носят платья»).

2.Формировать поведения адекватно половой принадлежности.

  1. Формировать представлений об основных правилах гигиены.
  2. Мастурбация является способом овладения своим созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии.
  3. Дети должны знать, когда и где они могут себя трогать
  4. Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям

 

Безопасность.

Родители (законные представители) обязаны обеспечить постоянный контроль за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями. Степень контроля может быть как минимизирована или достигать максимума. Это будет зависеть от возраста ребенка, ситуации и уровня его интеллектуального развития.

Говорящих  детей следует научить говорить:

- кто может к нему прикасаться и в каких местах (к органам);

- кто может попросить раздеться;

- какие прикосновений допустимы ;

- научить закрывать дверь в ванную комнату, туалет, раздевалку.

свернуть

Что такое упрямство

развернуть

Упрямство ребенка – одна из наиболее эмоциональных тем в воспитании детей. Возможно, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. Именно это обстоятельство вызывает желание взрослых бороться с упрямством, не разбираясь в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом, не пытаясь понять, что в собственном поведении может провоцировать противостояние ребенка. Упорно стремясь доказать свою компетентность, настаивая на своем, взрослые проявляют то же самое упрямство. Получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает такое же поведение у другого.

 Не следует путать настойчивость и упрямство. Настойчивость проявляется, когда ребенок хочет получить что-то и добивается этого. Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему  очень этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже при изменившихся обстоятельствах. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так сильно хочется, или давно расхотелось.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. Они бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Или кричат, пока у них  не перехватит дыхание, а, отдышавшись, продолжают все по новому кругу. Или могут насуплено молчать. Если приступ упрямства протекает особенно бурно, тогда малыши бьются головой о стену или пол. Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой.

Обычно приступ упрямства продолжается несколько минут. В тяжелой форме он может продолжаться до часа. Во время приступа ребенок расходует  почти все свои силы, а после чувствует себя опустошенным.

Возрастные особенности

Период упрямства – неизбежная фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты в 1 год, в 3 года, в 7 лет и в подростковом возрасте.

В кризисе одного года капризное упрямство ребенок использует всякий раз, когда ему мешают ползать, ходить, трогать то, что интересно, ничего не предлагая взамен или в протест против неприятных или неожиданных действий взрослого.

2 года – самое не подходящее время для борьбы с упрямством детей, так как оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Существует функциональная специализация коры больших полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, аналитическое абстрактное мышление, контроль поведения. Правое руководит образным мышление, это центр эмоций и подсознательных процессов. У одних, как правило, лучше развито левое полушарие – это математики, программисты, лингвисты, а у других правое – это люди со склонностью к синтезу, творчеству и гуманитарным дисциплинам.

У новорожденного оба полушария «правые», и только постепенно одно из них начинает «леветь» -- фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи, что становится заметно к 2 годам. Маленькому ребенку нужна игра, спонтанность, возможность непосредственного выражения эмоций ( в том числе и отрицательных: недовольство, обида, раздражение), и противопоказано постоянное давление, запреты, ограничения. Родители, которые игнорируют эти особенности малышей, постоянно учат, объясняют, требуют выполнения множества предписаний, перегружают не окрепшее еще левое полушарие, искусственно ускоряют его развитие. Возникает физиологический дисбаланс.

В результате ребенок уже «не слышит» потока родительских замечаний, требований и угроз, копается, долго одевается-раздевается, чем еще больше выводит из себя родителей. Постоянные нотации и наказания только усугубляют состояние ребенка, и в результате он начинает воспринимать все наоборот, говорит «нет» вместо «да», становится капризным и от всего отказывается.

Трехлетний возраст является кризисным. В это время ребенок начинает осознавать себя, понимать, что он – отдельная от других личность, появляется стремление к самостоятельности. Ребенок пытается влиять на родителей, используя новые возможности, -- отговариваясь, упираться, на чем-то настаивать, убегать и т. д. Он хочет делать так, как решил сам, хотя возможно, потом и передумает.

Следующий возрастной кризис – около 7-ми лет, когда ребенок стремится почувствовать себя взрослым, выйти из-под родительской опеки, когда он хочет взять на себя ответственность за свое поведение и выражает неудовольствие и упрямство, когда  родители его поправляют или на чем-то настаивают.

Причины упрямства

До 7 лет ребенок чрезвычайно подвержен внезапным переменам в его жизни: поездка к родственнику, выходные у бабушки. Если взрослые не подготавливают ребенка, то он может быть напуган, ошеломлен и подавлен внезапными событиями. Ребенок может переживать и испытывать боль от потери привычного образа жизни, окружения, питания. Накопив опыт подобных ситуаций, ребенок начинает сопротивляться любым  переменам и новшествам. На каждое новое предложение он отвечает «нет».

Еще одним источником упрямства является эксплуатация взрослыми талантов и способностей ребенка. Заметив хороший слух, умение рисовать или другие способности, родители или воспитатели начинают сверхактивно развивать их, превращая из удовольствия в работу. Ребенок утрачивает удовольствие, испытываемое от своих способностей и порой навсегда отказывается от них и препятствует их проявлению, говоря «нет».

Развитию упрямства служит авторитарность и жесткий контроль родителей. Если родители категоричны, излишне требовательны, нетерпеливы, делают постоянные замечания, бурно реагируют, если их требования немедленно не исполняются/, постоянно угрожают и наказывают, то ребенку остается мало пространства для инициативы и самостоятельных решений. Ребенок вынужден делать то и так, как сказал взрослый, он лишен права выбора, права голоса. Однако он инстинктивно понимает, что право выбора имеет очень большое значение для развития его личности. Когда в этом выборе ему отказывают, ребенок оказывает сопротивление покушению на свою личность и волеизъявление. Он кричит: «Нет, я не буду это делать» или пассивно протестует «Нет, вы не сможете меня заставить». Упрямство может быть единственным способом отстоять свои права. Подрастая, ребенок не доверяет любым авторитетам и открыто бунтует при попытке указать ему, что ему делать.

 Дети, с которыми нянчатся, балуют их, потакают всем капризам и желаниям, часто упрямятся, когда что-то идет не так, как они привыкли. Им кажется, что родители всегда должны делать то, что они хотят, сделать что-либо для себя сами они не умеют. Такой ребенок не умеет самостоятельно принимать решения, справляться с новыми проблемами, выражать свои чувства приемлемым образом, считаться с возможностями и желаниями другими.

Возможно, упрямство является доступной для ребенка формой заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Складывается парадоксальная ситуация: ребенок может заявлять о своих желаниях через выражение нежелания. Но ведь известно, что дети не могут говорить о том, о чем они не умеют говорить, а осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме – задача непростая. Вряд ли возможно ее решение без помощи взрослых.

Детское упрямство  может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае упрямство выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, назло взрослым. Чаще всего так проявляются глубокие проблемы в детско-родительских отношениях.

Как поступать, чтобы упрямство  не стало хроническим?

  1. В общении с упрямцами взрослым нужно прежде всего отказаться от противостояния. Нельзя требовать уважения к себе и не уважать других. Признайте за ребенком право на ошибку. Пусть он сам сможет прочувствовать неприятные последствия своего упрямства. Совершение ошибок и их исправление – не худший путь личностного развития, а помощь стоит лишь предлагать, а не навязывать.
  2. Уступить не значит проявить слабость. Тот, кто уступает, проявляет дальновидность, заботиться о том, кого любит, и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Это не касается принципиальных моментов, где возражений быть не может, например: переходить дорогу только за руку с мамой, ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать ребенку, тогда он будет себя чувствовать равноправие, свою значимость и независимость.
  3. Прежде чем навязывать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.
  4. Старайтесь избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти малыша, что таким поведением он может добиться желаемого. Будьте мудрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Не задавайте ребенку вопрос, на который у вас уже есть ответ и готовое решение, а он может ответить иначе, например: «Хочешь обедать?» Даже если ребенок ответит «нет», вы же все равно заставите его есть. В этом случае лучше сказать: «Пора обедать».
  5. Не балуйте детей, не разрешайте все, не потакайте всем капризам, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Дети должны понимать, что события не всегда могут идти так, как вам хочется, но надо уметь справляться с этим.
  6. Старайтесь быть гибким родителем, подавайте ребенку пример гибкого реагирования на различные обстоятельства и ситуации. Развитие гибкости поведения происходит через развитие гибкости тела. Пусть ребенок будет подвижным, активным, ловким. Используйте телесный контакт, поглаживания для снятия мышечных зажимов, которые формируются при реакциях упрямства и напряжения.

 

Как вести себя во время приступа?

Как успокоить плачущего, бунтующего, разгневанного малыша? В такой ситуации не нужно много слов. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь интересному.

Не стоит доказывать малышу тут же на месте, что он должен быть послушным и не позорить маму, что «пора привыкнуть слушаться с первого раза». Чтобы переключится, малышу необходимо немного времени.

Когда вам не нравится поведение ребенка, не стыдите, не ругайте и не наказывайте его, не давайте прозвища.

Поговорите с ребенком о его чувствах, покажите, что вы его понимаете. («Я знаю, что ты расстроен, со мной тоже так бывает, если что-то не получается»).

Можно вместе с ним рисовать злость (пусть это будет каляка-маляка). Затем вместе вы можете порвать или смять рисунок, выбросить его.

Можно предложить ему сделать несколько физических упражнений, чтобы №злость вышла» (раздавить злость в кулачках, подраться подушками). Возможно, он и сам предложит какой-то способ освобождения злости, прислушайтесь к нему.

Действуйте с уважением  к ребенку, ласково и доброжелательно, но при этом будьте тверды и настойчивы, не отступайте от задуманного. Можете предложить ребенку ограниченный выбор («Ты можешь сделать это сейчас или через 5 минут»).

Не принуждайте ребенка давать обещания, что он «больше не будет». Так вы только научите его лгать.

Добиваясь от ребенка проявления только позитивных, хороших качеств, вы невольно будете способствовать накоплению негатива в душе и развитию нервности.

Таким образом, вы научите ребенка справляться с негативными переживаниями, а не копить их. Кроме того, ребенок будет знать, что плох способ поведения, а не он сам, и его самооценка не пострадает, его не будет мучить чувство вины, которое является весьма разрушительным стрессом. Ребенку нужно постоянно давать понять, что его любят, что он  небезразличен родителям.

свернуть

Поощрение и наказание

развернуть

     Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

       Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приёмов, а есть уместные или неуместные.

      Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической. Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т. е. «куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для детского сада или школы. Редко используется психологическая форма, т. е. такие особенности взаимодействия и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребёнку, сопереживание ему, поддержка, вера и т. д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах – гнев).

       Естественно, что использование психологических средств требует не только большей душевной отдачи, но и вполне определённого актёрского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе.

      Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь – не попадусь».

     Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

 

!ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ

     По своему действию похвала похожа на наркотик, т. е., привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

     Ограничители:

  • Не хвалить ребёнка за то, что достигнуто ребёнком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • Не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • Не хвалить из жалости;
  • Не хвалить из желания понравиться.

     Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

 

!ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОРМЕ ПОХВАЛЫ

     Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих.
  • Дети с обоснованным комплексом «сверхполноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут. Но и не расцветут.
  • Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценка. Им похвала в принципе вредна. Но без неё они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребёнку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

 

!ТИПЫ ПОХВАЛЫ

 

        «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьёзно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, либо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов). 

      «Аванс». Это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночьХвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

      Можно выделить следующие типы «аванса»:

  1. утверждать, что ребёнок что-то делает лучше, независимо от реальности;
  2. одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
  3. не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

          Используя «аванс» как тип похвалы, следует не переступать черту    возможного и не вводить ребёнка в заблуждение.

«Подъёмная « похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребёнку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновение на новые подвиги.

      «Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т. е.   попросить помощи, совета и т. п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребёнке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребёнка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

      «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребёнка кризисное состояние.

 

!НАКАЗАНИЕ

     

      При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение , потому  что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребёнку и, одновременно, даёт ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются  использовать их в своих целях.

      Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.  При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи. Агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

 

 Рекомендуемые формы наказания.

  • вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу!

 

Правила наказания

  1. Наказывая, подумай: зачем? Для чего?
  2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  3. Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывай! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая/ый и мягкая/ий.
  4. За один раз можно наказать только за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  5. Запоздало не наказывать – за давностью всё списывается.
  6. Наказан – значит прощён; страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
  7. Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребёнка.
  8. Ребёнок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребёнка, а так же не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ!

свернуть