Порядок проведения ПМПК

 Целью диагностической деятельности государственного учреждения образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района" является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия.

 

  В ходе обследования устанавливается структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

1) изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

2) выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

3) Определения соответствия (или не соответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;

4) Оценки уровня образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

5) Определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:

  • нарушениях речи;
  • переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
  • принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  • переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
  • переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.

 

Порядок проведения комиссии:

  На комиссию в заранее обозначенных день (предварительная запись) приглашаются родители с ребенком. В обследовании ребенка принимает участие несколько специалистов: педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-невролог (по графику работы).

  Все специалисты могут сидеть за одним столом, ребенок сидит перед ними.

 

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

  Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.

 

Что спрашивают на ПМПК?

· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и так далее. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

· Рассказать об пространственно-временных отношениях: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

  А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).

· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

 

Результаты ПМПК

  Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" содержащее:

  • описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
  • рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.

  На заключении ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

  Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" и подписывается этим законным представителем и руководителем ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района", а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.