Целью диагностической деятельности государственного учреждения образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района" является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия.
В ходе обследования устанавливается структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:
1) изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
2) выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
3) Определения соответствия (или не соответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
4) Оценки уровня образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
5) Определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:
- нарушениях речи;
- переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
- принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
- переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
- переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
Порядок проведения комиссии:
На комиссию в заранее обозначенных день (предварительная запись) приглашаются родители с ребенком. В обследовании ребенка принимает участие несколько специалистов: педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-невролог (по графику работы).
Все специалисты могут сидеть за одним столом, ребенок сидит перед ними.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.
Что спрашивают на ПМПК?
· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и так далее. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
· Рассказать об пространственно-временных отношениях: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Результаты ПМПК
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" содержащее:
- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.
На заключении ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района" и подписывается этим законным представителем и руководителем ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района", а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.