Ресурсный центр

 В рамках реализации районного творческого проекта "Жизнь в собственном мире" (обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в условиях учреждения образования и семьи) в ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района" был создан ресурсный центр "Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом в условиях учреждения образования и семьи".

 

Основными задачами деятельности ресурсного центра являются:

- развитие и совершенствование ресурсной базы, обеспечивающей качество образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

- выявление научно-методических и информационных потребностей педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений Полоцкого района, в которых обучаются дети с расстройствами аутистического спектра;

- оказание методической помощи педагогам учреждений образования, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра;

- организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и участниками образовательного процесса;

- распространение эффективного педагогического опыта;

- осуществление взаимодействия с родителями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра;

- определение путей повышения эффективности образовательного процесса;

- проведение коррекционно-развивающей работы, способствующей формированию функциональных навыков и социализации воспитанников и учащихся с РАС.

 Функционирование ресурсного центра позволило создать информационную базу по всем направлениям деятельности. В центре собраны современные материальные ресурсы, обеспечивающие эффективность образовательного процесса в отношении данной категории обучающихся. Сюда относятся соответствующие средства обучения и оборудование, информационно-коммуникационные технологии, лекотеки, учебная и методическая литература, периодические издания.

 Образовательная среда в ресурсном центре организована таким образом, чтобы обучение было предсказуемым и последовательным для обучающегося. Дети данной категории лучше ориентируются и учатся именно в такой обстановке. 

 

Кабинет ресурсного центра иметь следующие функциональные зоны: 

Зона для индивидуальных занятий 

 Учебное место (стол, стул, стеллаж) расположены так, чтобы занимаясь, ребёнок не отвлекался: не мог смотреть в окно, коридор, не отвлекался на предметы в комнате. Чтобы оградить детей от дополнительной сенсорной нагрузки, парта оснащена перегородками с 3-х сторон.

 Материалы, необходимые для занятий, размещены на стеллаже, справа от стола. Каждое задание размещается в соответствующей коробке. Перед ребёнком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход стимулирует самостоятельность ребёнка, снижает его тревожность, решает поведенческие проблемы.

 Дети с аутистическими нарушениями лучше усваивают информацию, когда она даётся не только в словесной форме, но и наглядно. С этой целью применяется поддерживающая (альтернативная) коммуникация. Поддерживающая коммуникация предложена в виде тактильно воспринимаемых символов, коммуникативных карточек, вспомогательных коммуникативных устройств.

Зона для сенсорной разгрузки

 У ребенка должна быть возможность отдохнуть от сенсорных раздражителей или получить дополнительную стимуляцию для дальнейшей деятельности. В зоне сенсорной разгрузки имеется возможность как для статического отдыха, так и для динамического. Имеющееся оборудование учитывает разные потребности детей.

 Многие дети с аутистическими нарушениями имеют проблемы с восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Специально разработанные для детей с аутистическими нарушениями наплечные или наколенные утяжелители позволяют "насытить" сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время занятий уменьшает гиперактивность ребенка и помогает ему стать более усидчивым и более спокойным.

 Дети с аутистическими нарушениями часто имеют искаженное сенсорное восприятие, это относится и к кожной чувстительности. Специально разработанные массажные щетки, а также другие приспособления, становятся важной частью "сенсорной диеты" - запланированной сенсорной стимуляции для коррекции таких проблем. 

Спокойная зона

 Дети с аутистическими нарушениями испытывают слишком большую перегрузку и стимуляцию в течение дня, и простое нахождение в школе (саду) может быть для них источником постоянного стресса. Часто такое состояние становится источником истерик и других поведенческих проблем. В ресурсном кабинете имеется место для отдыха. Пуф и домик в специально отведенном месте помогают ребенку расслабиться - просто полежать, либо "спрятаться" ото всех. Возможность восстановить силы, улучшает поведение и облегчает обучение ребенка, уменьшает его страдания от стресса. Кроме того, это тоже часть обучения - ребенок учится уходить в специально отведенное место или просит педагога отпустить его туда, когда испытывает перегрузку. Так он учится сам регулировать свои эмоции и состояние.

 

 Коррекционная работа в ресурсном центре организована для детей с аутистическими нарушениями, являющимися обучающимися ГУО "ЦКРОиР Полоцкого района", а также для воспитанников учреждений дошкольного образования Полоцкого района. Работа педагогов-психологов направлена на мобилизацию здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкцию эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и, в целом, социальной адаптации ребенка.

 Основа деятельности педагогов-психологов - сделать так, чтобы каждый ребенок, несмотря на аутизм или схожие нарушения общения, стал самостоятельным, так же, как и его сверстники; вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяются в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая эмоциональный и интеллектуальный опыт ребенка.

 

 

поделиться в: